Теоретические основы активизации познавательной деятельности учащихся 

      Одним из компонентов общечеловеческой культуры является информационная культура, призванная помочь человеку ориентироваться в различных информационных технологиях и работать с ними. Проводником этой культуры стала информатика - наука о структуре и общих свойствах информации.

         Однако известный психолог и педагог Л. В. Занков писал: "...Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное духовное богатство складывается только тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству".
          Но когда же учащийся сам тянется к знаниям, к науке, к искусству, к информации? Когда активизируется познавательная деятельность учащегося? Только тогда, когда он чувствует потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес к овладению изучаемым материалом. Важно создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту.

    Важнейшим понятием, определяющим сущность формирования личности, является  деятельность, ее место в общественной жизни, ее влияние на развитие новых поколений. Понятие "деятельность" является одним из основных, базовых в психологии, поэтому ему до сих пор не дано однозначного определения. Большой вклад в разработку понятия "деятельность" в отечественной психологии внесли С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. В определении А.Н. Леонтьева вся человеческая жизнь представляет "сменяющие друг друга деятельности". По утверждению С.Л. Рубинштейна, "психическое явление возникает и существует в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим миром, причем каждое действие обусловлено внутренними условиями, сложившимися у данного индивида в зависимости от внешних условий, определяющих его историю". Таким образом, деятельность - это обоюдный процесс влияния человека на окружающий мир и окружающего мира на человека.
      Одним из основных видов деятельности человека является познавательная деятельность. Познавательная деятельность человека представляет собой сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким-нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, в первую очередь, на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности. Проблема активизации познавательной деятельности всегда находилась в центре внимания в педагогической науке. Еще Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие ученые рассматривали познавательный интерес как необходимое условие обучения.
Целью обучения является формирование личности. "Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается", - подчеркивал С. Л. Рубинштейн. Это значит, что воспитание и обучение включаются в сам процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним. Активизацию учебной деятельности можно определить как процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодолению спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
     В отечественной педагогике второй половины XX в. проблема активизации познавательных потребностей и интересов, получила существенное развитие в ряде психолого-педагогических и дидактических исследований. Такие психологи и педагоги, как С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, В.А. Крутецкий, подчеркивали, что "активизация практически любой деятельности во многом определяется познавательным интересом". Познавательный интерес - один из самых значимых факторов учебного процесса, который влияет как на создание оптимальной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся. При наличии познавательных интересов учение становится важной, жизненно значимой деятельностью, в которой сам учащийся искренне заинтересован.

"Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения... убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт" - писал К.Д. Ушинский.

        Как все психические свойства личности, интерес зарождается и развивается в процессе деятельности. Познавательный интерес выражается в стремлении глубоко изучить данный предмет, вникнуть в сущность познаваемого. Опыт самостоятельной деятельности способствует тому, чтобы любопытство и первоначальная любознательность переросли в устойчивую черту личности - познавательный интерес.    
      Т.И. Шамова указывает: "...активизацию учения (познавательной деятельности) мы трактуем как мобилизацию учителем интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил ученика и их проявления для достижения конкретных целей обучения и воспитания, приводящих к удовлетворению его потребностей в конкретном виде деятельности".
      Для разработки системы работы преподавателя по активизации познавательной деятельности учащихся в обучении очень важно иметь в виду, что в настоящее время в мыслительной деятельности выделяют три уровня, которым соответствуют три уровня познавательной активности:
1. Уровень понимания (воспроизводящая активность). Понимание - это деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой книгой или учителем. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: "Почему?"
2. Уровень логического мышления (интерпретирующая активность). Логическое мышление - это процесс самостоятельного решения познавательных задач. В процессе мышления ученик самостоятельно приходит к новым выводам. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. При понимании происходит осмысление и усвоение готового сообщения, а при мышлении выводится новое знание.
3. Уровень творческого мышления (творческая активность) включает в себя три этапа:
I этап характеризуется возникновением (в ходе познания или практической деятельности) проблемной ситуации, первоначальным анализом ее и формулировкой проблемы.
II этап - это поиск пути решения проблемы. Этот поиск совершается в ходе детального анализа проблемы на основе имеющихся знаний. В случае необходимости знания об изучаемом объекте исследования можно пополнить, изучая соответствующую литературу или выполняя необходимые экспериментальные исследования.
III этап - этап реализации принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется в виде отдельных результатов творчества: решение новой задачи, обоснований и разработка конструкций, теорий и т.д. Полученные результаты проверяются, согласуют с другими данными и т.д. Для творческого мышления характерны не только развитость логического мышления, обширность знаний, но и гибкость, критическое мышление, быстрота актуализации нужных знаний, способность к высказыванию интуитивных суждений, решению нестандартных задач. Характерная особенность - проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.
        В учебном процессе к творческим относятся те задания, принцип выполнения которых не указан, или не известен учащимся явно. Он должен быть найден ими самостоятельно, в ходе анализа задания, на основе имеющихся знаний и накопленного опыта при решении стандартных задач. Также творческими являются задания, предполагающие самостоятельную работу учащихся по поиску, отбору и обработке большого объема информации, особенно, если тема исследования выбрана учащимися самостоятельно. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.          Именно творческие задания  могут быть положены в основу работы по активизации познавательной деятельности учащихся.
        Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственность перед родителями и т.д. Однако, как показывают исследования, "...среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учения, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения" - Т.И. Шамова.
       Из этого не следует, что обучать нужно только тому, что интересно. Познание - труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчить им процесс познания, делая его привлекательным.

В своей книге "Великая дидактика" Ян Амос Коменский писал:
"Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно".

 В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать следующие:   

1. Творческий характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию.
2. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.
3. Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащегося. Однако в учебном процессе это может сводится не только к соревнованию за лучшие оценки, это может быть и самоутверждение перед своими одноклассниками, когда каждый стремится показать себя с лучшей стороны, продемонстрировать глубину своих знаний и умений.
4. Игровой характер проведения занятий. Любая игра побуждает её участника к действию.
      Очень большое влияние на формирование интересов учащихся оказывают формы организации учебной деятельности Использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих и проектных заданий и т.д. - все это является мощным средством развития познавательного интереса, а, следовательно, активизации познавательной деятельности.
     Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций - "ситуаций успеха", которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету. Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы);
  • отстаивать свое мнение, принимая участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • объяснять более слабым учащимся то, что им непонятно.

        Одним из важнейших средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является установление в ходе обучения межпредметных связей и развертывание на их основе активной проектной деятельности учащихся. Возможность более широко применить знания, полученные в процессе изучения предмета "Информатика и ИКТ" в школе, служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. В этом случае активная проектная деятельность учащихся школы поддерживается непосредственным, глубоким, внутренним интересом.

Юлия Бобкова 
Абан,2015
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать