КЕЙС-МЕТОД КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ В РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЕ ОЦЕНИВАНИЯ

Российское образование стало на новую ступень развития, где теперь учитель идет рядом с учеником, а не ведет его. На мой взгляд, нужно оценивать не только знания, умения и навыки, но и степень успеха ученика. И такой способ оценки уже придуман, правда, пока он относится к нетрадиционным способам - это рейтинговая система (рейтинг - это индивидуальный числовой показатель оценивания знаний учащихся).

Для составления рейтинга использую язык цифр. Смысл его состоит в том, что каждый ученик в течение урока или темы пытается набрать как можно больше баллов. Успех ученика фиксируется для того, чтобы после составить рейтинговую таблицу. Задания разделяю по трем уровням усвоения знаний. Сначала рейтинг применялся для одной взятой темы, т.е. цикла уроков. Затем для отдельно взятых уроков. Мною была проведена большая и кропотливая работа, требующая четкого планирования, как отдельного урока, так и всей темы, проводилось вычленение всех видов работ, которые проводились на занятиях (так как за каждый вид работы начислялись баллы). После каждого вида деятельности на уроке каждому ученику в оценочный лист выставлялся рейтинг, что требовало внимания, быстроты и объективности.

В целом метод дал положительные плоды: дети не боялись посещать уроки, даже если по каким- то причинам не готовы к уроку; практически весь класс был активен на уроках; ребятам было интересно, не добирая 2-3 балла до «отлично» ученик приходил на следующий урок и старался повысить свой уровень.

По результатам года успеваемость класса по информатике повысилась более чем на 10%, качество знаний возросло.

В этом учебном году продолжила использовать рейтинговую систему оценивания с тем же классом. Но формы, которые применялись, были традиционные (лекции, тесты, практика, беседы и тд). Исходя из этого, в этом году осуществляю использование новых информационных технологий через решение проблемы личностно- ориентированного образования, в котором в центре внимания личность ученика, деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание. Для решения данной проблемы в современной школе применяются многочисленные инновационные технологии. Одной из таких технологий является кейс-технология, которая может использоваться при изучении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий.

Кейс - технологии представляют собой группу образовательных технологий, приёмов и методов обучения, основанных на решении конкретных задач, проблем. Они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.

Кейс - метод обучения зародился в Гарвардской школе в начале XX в.

Метод кейс-стади - это не просто методическое нововведение, распространение метода напрямую связано с изменениями в современной ситуации в образовании. Метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала учащегося и преподавателя.

Таким образом, происходит быстрое распространение метода в образовании, кейс-метод может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности преподавателя, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на учащихся, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Кейс- метод обучения - это метод активного обучения на основе реальных ситуаций. Возможность оптимально сочетать теорию и практику является преимуществом кейсов. Создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни является отличительной особенностью этого метода. Кейс-метод предполагает не только формулировку, но и решение проблемы, а также выбор конкретной ситуации, которая могла бы выступать в качестве носителя сформулированной проблемы.

Например, в 9 классе, работая по учебнику Н.Д. Угриновича, когда обучающиеся освоили темы: текстовый редактор, электронные таблицы и устройство компьютера, можно провести урок ситуационно- ролевую игру с использованием case- метода.

Цели данного урока:

• Повторить и закрепить знания об устройстве компьютера.

• Закрепить навыки работы в текстовом и табличном процессоре.

• Познакомить учащихся с применением на практике знаний и умений профессии маркетолога и бухгалтера.

• Научить учащихся корректно общаться и работать на общий результат.

Всех ребят класса делим на группы по 3-4 человека случайным или специальным образом. Участники всех групп являются сотрудниками отдела маркетинга некоторой фирмы. В каждой группе необходимо назначить менеджера, бухгалтера и маркетологов. Все группы получают кейсы с заданием подобрать варианты приобретения нового или модернизации имеющегося компьютера. Для 2-х часового урока кейс может содержать как бумажные, так и электронные документы:

Электроный кейс:

-Задание и бланк заказа.

-Образец счета на оплату.

-Текст договора купли-продажи.

-Реквизиты.предприятия и заказчика.

-Рефлексия.

Бумажный кейс:

-Тесты 3 варианта.

-Задание и бланк заказа.

-Образец договора купли-продажи.

-Реквизиты предприятия и заказчика

-Профессия-Маркетолог.

-Должностные обязанности Маркетолога.

-Рефлексия.

Дальнейшая работа состоит из трех этапов:

1 этап. Начальная дискуссия. Учащиеся под руководством учителя обсуждают задание и материалы кейса. Преподаватель обращает внимание учащихся на материалы о профессии маркетолога. Помогает учащимся оценить сложившуюся ситуацию, подводит учашихся к вариантам решения, не навязывая своего мнения.

2 этап. Практическая работа учащихся по выполнению задания. Маркетологи должны найти подходящие варианты для заказчиков. Менеджер подготовить договор купли - продажи. Бухгалтер подготовить счет.

3 этап. Общая дискуссия. Менеджеры всех групп представляют полученные варианты решений и подготовленные пакеты документов. Все учащиеся под руководством учителя обсуждают и оценивают варианты решения проблем. В заключительном слове Учитель еще раз останавливается на обсуждении профессии маркетолога. Учащиеся обсуждают какими качествами и навыками должен обладать представитель этой профессии.

Подавляющему большинству учащихся понравился данный урок. Они были очень довольны тем, что полученные ими знания и умения, смогли пригодиться для решения реальных задач, с которыми им возможно придется столкнуться в жизни. Многие очень смутно представляли себе профессию маркетолога и узнали о ней много нового. Все подчеркнули, что было интересно примерить на себя роль профессионала и самостоятельно выполнить сложное задание. Цели урока были достигнуты.

Хочу обратить внимание, что успех данного урока зависит как от тщательной подготовки кейса, так и от чуткой работы во время проведения урока: корректного проведения дискуссий, настроя учащихся на доброжелательное деловое общение.

Итак, применение учителем кейс- технологии, с одной стороны стимулирует индивидуальную активность обучающихся, формирует позитивную мотивацию к обучению, уменьшает количество «пассивных» и неуверенных в себе учеников, обеспечивает высокую эффективность обучения развития будущих специалистов, формирует определенные личностные качества и компетенции, а с другой - дает возможность учителю самосовершенствоваться, по-другому мыслить и действовать и обновлять собственный творческий потенциал. Таким образом, технология «кейс» придерживается общих целей обучения: усвоение содержания и обработка навыков на необходимом уровне, личностное развитие ученика, развитие аналитических навыков и умения работать в команде, способности выслушать и понять альтернативную точку зрения, умения принимать обобщающее решение с учетом альтернатив, планировать свои действия и предусматривать их последствия.

Разработки кейсов можно посмотреть в методической копилке


Опыт использования кейс-технологии как способа организации самостоятельной работы учащихся при изучении информатики. 6-й класс

В представленной работе рассматривается пример применения кейс-технологии на уроке информатики при изучении темы "Алгоритмы" в 6 классе.

Для обеспечения успешной работы на данном уроке:

Задачи учителя:

  • создать условия и составить чёткий план - алгоритм:
  • для формирования у учащихся первичного представления об алгоритмах;
  • для усвоения учащимися понятия алгоритма, исполнителя алгоритмов, свойств алгоритмов;
  • для формирования у учащихся умения записывать линейные алгоритмы с помощью блок-схем.

Задачи учеников:

  • выполнить все задания по плану, с использованием материалов, подготовленных учителем:
  • изучить презентации, записать определения, выучить формулировки, выполнить проверочную работу, научиться составлять блок-схемы с помощью электронных упражнений и записать самостоятельно блок-схемы линейных алгоритмов.

Высокую результативность урока обеспечивают ясное изложение целей и последовательности этапов урока в сочетании с подобранным материалом в виде:

  • чёткого плана изучения,
  • красочно оформленного и чётко составленного вкладыша в тетрадь,
  • 3-х презентаций,
  • интерактивных упражнений для закрепления и проверки усвоения.

Полученные учащимися за урок оценки, подтверждают, что цель урока была успешно достигнута:

На уроке присутствовали 11 учеников, которым на уроке выставлено в журнал 22 оценки, поскольку все дети получили на уроке по 2 оценки, что и предполагалось при планировании урока:

  • Оценка 5 (отлично) - 13 оценок
  • Оценка 4 (хорошо) - 5 оценок
  • Оценка 3 (удовлетворительно) - 4 оценки

В начале урока с помощью мультимедийного проектора демонстрируются учащимся вопросы, ответы на которые они должны выяснить в ходе урока. По этим же вопросам проводится и закрепление в конце урока (1-6 вопросы) см. в Приложении 2 папку Приложение2а.

При подведении итога урока ответ на вопрос 7 (см. Приложение 2а) показывает осознанность понимания самостоятельно изученного материала.

Если времени останется мало для закрепления - достаточно воспользоваться только 7-м вопросом, а вопросы с 1 по 6 предложить в начале следующего урока.

Дополнительные материалы - это задача. Если кто-то из детей выполнит все задания очень быстро, им можно предложить данную задачу. См. папку "Дополнительные материалы" в Приложении2а

После вводного слова учащимся в начале урока выдается план работы на уроке. См. Приложение 1 Слайд 5 и Приложение 2г

Затем дается краткий инструктаж, с какими материалами и как надо работать:

с тремя презентациями и разными типами упражнений, как заполнять лист-вкладыш в рабочую тетрадь, как будет оцениваться работа.

Материалы, подготовленные учителем для самостоятельной работы учащихся, представлены в Приложении 1 на Слайде №8 и расположены в Приложении 2 в папках - Приложение 2б и Приложение 2в

Лист-вкладыш в рабочую тетрадь, в котором учащиеся ведут записи по ходу урока, представлен в Приложении 1 на Слайде №9 и находится в Приложении 2г - Лист 1

Краткий (опорный) конспект урока с заданиями на закрепление - дети получают в конце урока для выполнения упражнений дома. См. в Приложении1 Слайд №17 и в Приложении 2г "Опорный конспект"

1. При подготовке и в ходе урока использовала Флэш-ролики с сайта https://school-collection.edu.ru/

2. Для создания презентаций к уроку использовала иллюстрации с CD "Мир информатики" 3-4 год ООО "К и М" и материалы с сайта https://festival.1september.ru/articles/subjects/11

3. Интерактивные упражнения, дидактические и раздаточные материалы от идеи до воплощения - собственная разработка


Юлия Бобкова 
Абан,2015
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать